Недавно я резко решила поехать к родне – и сразу же купила билеты на ближайшие дни. Так же сумбурно я планировала ехать обратно, поскольку вообще не представляла, насколько задержусь в гостях. Это вышло мне боком.

В июле сняли ковидные ограничения на въезд в Финляндию для россиян, поэтому билеты на транспорт из России сразу раскупили надолго вперёд. Обычно я езжу на автобусах СовАвто или Ecolines, но теперь пришлось придумывать что-то другое: я хотела уехать в начале августа, а ближайшие места были лишь на двадцатые числа. Да и цены подскочили: до ковида поездка на автобусе из Хельсинки в Питер (и наоборот) стоила в районе 1000 руб. Затем цены повышались, и ещё недавно это было 2400 руб. Сейчас же цена за такую поездку – 4900 руб. Перевозчики нагло пользуются ситуацией.

В любом случае, даже к ним я пойти не могла, поэтому воспользовалась телеграм-каналом «Попутчики Россия Финляндия»

На канале публикуются объявления от людей, которые готовы взять вас с собой за плату, а также сообщения о поиске свободных мест от пассажиров. Если вы знакомы с принципом сервиса «БлаБлаКар», то и тут разберётесь легко. Единственное – мне было морально тяжело ехать таким образом, ведь тут договариваешься ты сама и никто тебя не страхует, нет гарантий.

Как я бронировала место:

1. Выбрала объявление на канале, уточнила цену и свободные места.
  2. Уточнила, влезут ли мои вещи (ведь в машине я буду не одна, и всем должно хватить места).
  3. Спросила про оплату – она была по приезде.
  4. Сформулировала, как я понимаю нашу договорённость (время, место, сумма). Это оказалось не зря – мне уточнили время.
  5. Попросила фото машины и её номеров. Отправила фото родителям и мужу для безопасности.

Накануне поездки я задумалась об обеде и заказала доставку из ВкусВилл: лепёшку с зеленью, ролл с растительным мясом и вареники с картошкой и грибами. Уже не  первый раз беру обеды оттуда в дорогу – очень выручает! Утром я собрала все вещи и поехала к месту назначения. Опоздала на 5 минут, хотя по навигатору должна была приехать раньше. Так что лучше хорошо планировать маршрут – всё-таки вы едете с другими людьми и задерживать их некрасиво. Кто-то будет спешить на самолёт или паром, да и в целом пунктуальность – это хорошее качество.

Сначала поездка мне не понравилась, потому что напрягали разговоры соседей по авто (теории заговора, ватничество, вот это всё). Далее я просто испугалась, когда водительница рассказала о том, что пограничники неодобрительно относятся к тому, что она возит людей за плату и не платит с этого налог. Мы стали все учить как кого зовут, факты о водительнице, чтобы если что прикинуться подругами. Для меня это было дискомфортно, но я не видела здесь выбора.

Ехали мы через Торфяновку (этот пункт и Брусничное – самые популярные). Ещё за 45 км до границы у нас трижды проверили все документы – мы показывали их погранцам в открытое окно. Перед границей заехали на заправку Лукойл. Хоть там и не было серьёзной веганской еды, я нашла круассаны и конфеты, которые купила, чтобы дотратить наличные рубли и порадовать мужа. Также там был бесплатный приличный туалет. Обедала я своей едой, в целом всё понравилось.

На российской границе было много машин, но прошли мы её быстро, может быть за 10 минут. Процесс:

1. Проверка документов в окошке.
  2. Проверка машины.
  3. Вопросы: «Сколько у вас наличных?» и «Сколько у вас с собой карт?». Если честно, я не поняла, почему у нас такое спрашивали, и водительница сказала, что такого раньше не было.

Перед финской границей мы заехали в Дьюти фри, но лично я ничего не стала брать. Там были алкоголь, косметика, финские сладости и сигареты по приятным ценам. Например, веганский ликёр Minttu стоил в два раза дешевле, чем в финских магазинах Alko (7,50€ против 13,99€). Насколько я поняла, в этом магазине принимают лишь российские карты.

На финской границе мы также очень быстро прошли свою проверку и уехали. Лишь у одной нашей попутчицы долго рассматривали паспорт – она ехала с шенгенской визой + у неё был полный паспорт штампов. Водительница имела финский паспорт, я финское внж, а последняя попутчица ехала с немецким внж. Возможно, поэтому нас троих особо долго не мурыжили.

После прохождения границы мы быстро домчали до аэропорта Хельсинки – конечной точки. Там все расплатились по 75 € и ушли в аэропорт. Цена проезда соответствовала машине (Ауди) – многие возят за 50-60 € на машинах попроще. В любом случае, автобусы сейчас стоят 80 €. Я думала выйти с попутчиками в аэропорту и поехать домой на электричке. Но оказалось, что моя водительница живёт там же, где и я, так что я удачно доехала поближе к дому.

Во время поездки мне удалось случайно задеть тему веганства: я рассказала про веганские продукты, и о том, как перешла на веганство. Возможно, это как-то повлияет на моих попутчиц.

Веганско-финский разговорник

Полезные слова и выражения для путешествующих в Финляндию