«Мой муж увидел билеты по скидке, вот мы и поехали» — так можно начать рассказ о большинстве моих поездок в последние годы. Даже  ̶м̶е̶д̶о̶в̶ы̶й̶  кленовый месяц мы провели в Китае благодаря одной из таких распродаж.

Билеты на самолет в Рованиеми мы также купили на распродаже, еще летом. Решили, что это будет замечательная локация для встречи Нового Года. Сначала мы очень радовались покупке, а потом поняли, что на жилье в новогоднюю ночь скидок не будет. Но отменять планы не стали, все равно полетели.

О месте назначения

Рованиеми – город в Финляндии, столица Лапландии. Он стоит на границе полярного круга, но, чтобы оказаться за его пределами, все едут в деревню Санта Клауса. Там стоят специальные ворота, чтобы за этот полярный круг можно было торжественно перешагнуть. (На этом моменте мой муж нудит о том, что каждый год полярный круг сдвигается на сколько-то там сантиметров, значит и ворота нужно передвигать. Но мы не будем в это вдаваться и портить романтику!).

Население Рованиеми составляет около 60 тысяч человек, что может вам дать какое-то представление о размерах этого города, если вы сами родом из подобного. Делать там особо нечего, но можно прогуляться по центру или по набережной.

Яндекс.Карты

• 26€ – такси из центра в деревню Санты,
  • 56€ – вход в Snowman World,
  • 28€ – открытки и марки,
  • 18€ – сувениры на память.

HEL - RVN

Сами мы живем в городе Вантаа, это очень близко к Хельсинки. Так что 31-го декабря мы доехали до станции электричек и сели на ту, что идет до аэропорта. В Финляндии на все виды транспорта покупается единый билет, у которого цена зависит лишь от транспортной зоны, в которую ты едешь. Мы используем приложение HSL, хотя еще есть карточки и бумажные билеты.

Чтобы доехать от нашего дома до аэропорта нужен билет в зоны BC, который стоит 2.80 евро. Всего в Хельсинки четыре транспортные зоны: A, B, C, D. В них легко разобраться с помощью приложения: когда выстраиваешь маршрут, оно сразу сообщает, какой билет тебе нужен.

В аэропорту мы быстро прошли проверку безопасности и стали искать завтрак. Раньше в терминале Т1 можно было найти хотя бы найти веганский боул, но теперь нужное кафе закрыто. Как впрочем и 50% аэропортных магазинов и кафе.

Нам повезло в Upper Crust, это корнер, принадлежащий аэропорту. У них есть отдельная линейка продуктов A Better Choice, в которой представлено довольно много веганских блюд. Сначала мы взяли на пробу по чиабатте со свекольным хумусом, веган фетой и авокадо. Это оказалось очень вкусно! А вот ролл с киноа и тофу был очень пресным. В любом случае, мы отлично подкрепились и были очень благодарны инициативе аэропорта ввести веганские опции. Я даже оставила благодарность на их сайте.

перекус в Upper Crust

Полет длился чуть больше часа, так что никаких перекусов мы с собой не брали. Ну а в каталоге авиаперевозчика Norwegian не было никаких интересных веганских снеков.

Прибытие в Рованиеми

Аэропорт Рованиеми очень маленький, тут всего около 13 гейтов. Сразу у выхода можно взять такси или сесть на экспресс-автобус. Мы выбрали экспресс, он стоил 7 евро за человека. Первую остановку автобус сделал в деревне Санты всего через пару минут после отправления. Деревня была всюду подсвечена разноцветными огнями, что создавало ощущение сказки. Захотелось тут же выйти и рассмотреть все вблизи, но нас уже ждала хозяйка квартиры к назначенному времени.

Довольно быстро мы оказались в центре и вышли у отеля Scandic, так как сняли жилье в соседнем здании. Встретила нас дочь владелицы квартиры Туулия. Она быстро завела нас в лифт, показала, где главный выход, а где задний – к бакам с отходам. В квартиру с нами даже не стала заходить, просто отдала ключ и попрощалась. По мне, такой подход идеален! Не люблю, когда хосты слишком много “грузят” или остаются в квартире.

Немного обстановки в квартире

Кстати, про ключ. Вот это было первая расстроившая меня вещь. Мысль о злосчастном ключе не покидала меня на протяжении всей поездки, из-за чего мне и захотелось написать путевые заметки, чтобы предупредить тех, кто соберется сюда приехать. А отсюда, в свою очередь, и родилась идея создания этого блога о веганских путешествиях. Так что даже не знаю, может, надо радоваться тому, с чем я столкнулась…

Ну, не буду томить вас догадками, ключ был приделан к брелоку из рога оленя. Мне было ужасно неприятно держать его в руках, ведь это просто постоянное напоминание об убийстве невинного животного.

Брелок выглядел примерно так. Фото: Amazon

Столкновение с реальностью

Когда мы вышли за продуктами для оливье, ужасные атрибуты туристического Рованиеми начали встречаться нам на каждом углу. Ого, интересно, что там в магазине сувениров? Оленьи шкуры. Ого, может, это новые веганские джерки? Джерки из северного оленя. Ого, что это за необычные ручки у ножей? Оленьи рога…

Вокруг постоянно романтизируется образ северного оленя – они на открытках, на сувенирах. Везде установлены световые скульптуры северных оленей. При этом окружающие будто так и жаждут разодрать оленей на маленькие кусочки: на шубу, на шкуру, на брелок, на нож, на бургер, на джерки. Их здесь эксплуатируют по самое не хочу, и здесь, конечно, помимо прочего, устраивают поездки на оленьих упряжках. В плане поездок в ход также идут лошади и хаски.

Просто невыносимо видеть, как люди не замечают своей двуличности: сначала умиляются оленям, а затем катаются на оленьих упряжках и отправляются за стейком из, конечно же, оленя. И это, наверное, ранит еще больше, чем сам по себе факт эксплуатации этих прекрасных созданий.

Реклама катаний на оленьих упряжках

А без эксплуатации тут что делать?

Не одними оленьими бургерами и поездками на упряжке хаски едины. Полно здесь и развлечений, которые не включают эксплуатацию животных.

Прогулки по центру города

В любом случае, центр города красивый и мило украшен, так что пару раз пройтись туда-сюда можно.

Катание на ледянках

Наша квартира была суперпродуманной, и внутри нее мы нашли две ледянки (их можно и в магазине недорого купить). Сначала мы не могли понять, где кататься, а у местных спросить стеснялись. Но во время новогодней прогулки мы увидели самодельную горку с высокого берега реки. Она находится прямо рядом с Angry Birds Playground. Нам хватило буквально 15 минут, что отбить попы и накататься вдоволь!

Снежное сафари

Совсем не обязательно кататься на упряжках, ведь можно прокатиться на снегоходах. Но будьте предусмотрительны! Запланируйте и зарезервируйте свою поездку заранее, а также изучите все условия. Например, в Lapland Safaris для покатушек нужны водительские права. А еще там выдается специальная теплая одежда и шерстяные носки. Так что нужно взять с собой и права, и теплые носки без шерсти. Возможно, даже стоит заранее обсудить с представителями таких сафари, пустят ли они вас не в шерстяных носках.

Есть места, где права для поездок не нужны, например, в Arctic Circle Snowmobile Park. Но нужно записаться заранее онлайн и учитывать то, что парк находится в деревне Санты. Не знаю, как там обстоят дела с носками, это предстоит узнать вам самостоятельно.

Сауна

Наверное, побывать в Финляндии и не попариться в сауне – это преступление! Сейчас практически все новые дома строятся так, чтобы в квартире была персональная сауна, и наши апартаменты не стали исключением. Как же она нас выручала после каждой вылазки из дома! Замерзшие, мы в обязательном порядке разогревали сауну и шли туда греться.

В квартирах обычно стоят электрические печки, так что беспокоиться не о чем. Если стоит бадья и черпак, то можно и водички поддать на камни, чтобы стало пожарче. Финны, кстати, после сауны любят выпить пива, так что можно и к этой традиции приобщиться. Многие распространенные в Финляндии алкогольные напитки – веганские, что можно перепроверить на сервисе Barnivore. Попробуйте, к примеру, пиво Karhu, это прямо самая классика, что-то вроде нашей Балтики.

Fireplace

На специальной карте вы можете найти отметки оборудованных мест для разведения огня (fireplace). Обычно там есть дрова, но все равно можно прийти и не обнаружить их там, так что мы стараемся заранее читать отзывы на такие точки онлайн. Согласитесь, переться в даль, чтобы пожарить сосисочки, и в итоге не пожарить их – сомнительное удовольствие.

К слову, у нас были не сосиски, а шпажки и маршмеллоу. Зефирки мы купили заранее в K-Market. Вы тоже можете предусмотрительно зайти на страничку веган маршмеллоу и посмотреть точки продаж (они есть не в каждом магазине сети).

Добирались мы до этого файрплейса долго, и местами меня мой Сусанин вел через сугробы и ночной лес. Когда мы дошли до освещенной лесной дороги, то просто опешили от того, в какую сказку мы попали! Елки так красиво запорошены снегом, что создается впечатление, что ты смотришь на картину. Такое зрелище обязательно нужно увидеть хотя бы раз в жизни!

Снежная сказка и маршмеллоу

Файрплейс был уже кем-то занят, и нам пришлось присоединиться к компании каких-то финнов. Мы тут же поняли свой прокол – мы не взяли ничего для сидения, а сидеть на снежных бревнах ну очень холодно. А кому-то (вроде меня) еще и опасно для здоровья. Так что мы быстро пожарили свои маршмеллки и засобирались обратно.

Не успели мы далеко отойти, как муж предложил мне забраться на смотровую башню, которая стояла прямо рядом с местом для разведения огня. Зимой туда подниматься довольно страшно (все ступеньки очень скользкие), однако вид на лес и на город определенно того стоят.

Вид с башни

Деревня Санта Клауса

Тут, конечно, кругом эксплуатация животных, но занятия для нас с вами тоже найдутся. Можно просто прогуляться, особенно в темноте, когда уже есть подсветка. Как я уже упоминала, доступны тут и снегоходы. Ещё всегда можно закупиться сувенирами и пообщаться с Сантой (не бесплатно).

Все активности, описанные ниже, находятся в Деревне Санты.

Почта Санта Клауса

На почте Санты можно отправить открытки родным. Причем есть опция отложенной отправки к кануну следующего Рождества. Даня предложил написать самим себе пару строк и отправить в будущее. Интересно, как я из будущего отреагирую на свое послание! На все отправления ставятся особенные штампы, которые, кажется, выглядят интереснее, чем российские с Почты Деда Мороза.

Так выглядит особый почтовый штамп, которым гасят отправления с почты Санты

В почтовом отделении стоит 6-7 стендов с открытками и продаются разные сувениры. К сожалению, столиков для подписи отправлений всего два, поэтому многим приходилось писать на столах с товарами, да и мне тоже. Это очень неудобно и делает процесс более долгим, так что рекомендую подписать открытки заранее (похожие открытки можно найти в городе. Или можно купить открытки в деревне, а подписать их позже во время перекуса в одном из кафе и затем завернуть еще раз к почте).

Если вы покупаете открытки на почте Санты, на кассе передайте их для пересчета и скажите ван/ту/фри интернешнл стэмпс, плиз.

По мне, отправка открыток – самый прикольный сувенир. Они не занимают много места, приобщают получателей к вашему путешествию и мало стоят. Одна марка обойдется в 1,95 евро, а цена открыток начинается от 1 евро за штуку.

Можно даже найти открытку с Сантой НЕ на оленях!

Snowman World

Цены там завышены, но туда тоже можно заглянуть. По сути, это такое пространство со снежными стенами, которое возводят каждый год. Внутри есть маленькая ледяная горка для детей, ледяные статуи, снежные рисунки на стенах, ледяной бар, ледяной ресторан, ледяная кровать (со шкурами), каток и горка с ватрушками.

Муж смиренно ждет конца фотосессии в ледяном баре

В баре предлагалась водка, по которой нет информации, веганская ли она. Я написала запрос производителям, но они пока что мне не ответили. В любом случае, есть горячие веганские напитки, например, глег. В ресторан мы даже не заходили, не ожидая встретить что-то веганское.

Каток был ну просто ужасным. В раздевалке все коньки разбросаны кое-как, я долго не могла найти свой размер. Также там было очень холодно, и один мини-обогреватель не спасал ситуацию. Сам каток до смехотворного мал – там даже для детей мало места. Качество льда тоже ужасное. Я хоть и умею кататься, но у меня не получалось быстро ездить из-за горок и выбоин. Единственное, что меня порадовало, так это специальные опоры для катания на коньках. С помощью них мой муж научился кататься.

Каток

А вот горка с ватрушками – шикарная. Ощущение, что ты в аквапарке, только снежном. Правда, там было всего две горки: экстремал и детская. На вершине горки стоял специальный человек, который помогал скатываться. Мы прокатились всего раза три и поняли, что слишком устали, чтобы еще раз взобраться на горку. Зайти сюда стоит, если хочется вдоволь накататься на ватрушках или посидеть в ледяном баре, больше тут особо делать нечего, и к тому же все довольно дорого.

Candy Shop

Можно также зайти в магазин конфет, в котором преимущественно будут сладости от финского производителя Fazer. В наш визит были зеленые мармеладки, Pepparkakor Annas, леденцы Marianne. То есть веганский выбор небольшой. Зато можно поглазеть на паровозик, который постоянно ездит под потолком – просто очаровательно!

Магазин сладостей и снегоход с экспозиции

Музей снегоходов

Это бесплатная небольшая экспозиция, где можно посмотреть на снегоходы и почитать их историю. То есть можно даже узнать, кто владелец, для какой цели снегоход был куплен или почему этот конкретный снегоход имеет именно такой функционал. Конечно, и тут затесалась тема эксплуатации животных: например, есть экспозиция со снегоходом и рыбацкими снастями. Но зайти можно.

Покупка продуктов

В Финляндии всего три сети супермаркетов: S, K и Lidl. В S входят Alepa, S-Market, Prisma. K – это K-Market, K-Supermarket, K-Citymarket. Lidl – он и есть Lidl. Вам пригодится такое правило: чем больше магазин, тем ниже в нем цены. То есть всегда лучше добраться хотя бы до супермаркета, чтобы покупка вышла бюджетнее. Хотя можно просто ходить в Lidl, там априори вы дорогой еды не наберете, но при этом необычного веганского ассортимента ждать тоже не стоит.

Наш закуп базовыми продуктами в Лидле на двух взрослых и двух кроликов в неделю составляет 50 евро. Если купить примерно то же самое в K-Citymatket или PRISMA, то меньше 100 евро вы не потратите.

В Рованиеми мы успели зайти только в Sale (по сути, это S-Market с другим названием, иногда они с ним играют) и в K-Supermarket. Первый магазин нас очень разочаровал и немного испугал – там даже не было веган майонеза и тофу. Второй же очень порадовал широким выбором вообще всего, не только веганских продуктов.

Так что мой совет такой, базово закупитесь в Лидле, а за всякими приколами зайдите в Ко-Супермаркет (да, они произносят “К” как “Ко”).

Веганский отдел охлажденки в Ко и наш закуп на новогодний стол

Доставка и питание вне дома

Мы одинаково много питались готовой едой и готовили сами. Готовое заказывали через приложение Wolt. Брали блюда с тофу в китайском ресторане, но это было так плохо, что даже не буду рекомендовать. Заказывали еще из МакДоналдс, там есть МакВеган и другие веганские опции.

Утром одного из дней мы заходили в сетевой Espresso House, т.к. там всегда есть что-нибудь веганское. Подкрепились там фокаччей с паприкой и трюфелем, а еще я брала брауни. Кстати, в Финляндии практически не встречаются наценки за растительное молоко – наслаждайтесь!

Также брали веганский бургер в Pure Burger. Он был с совершенно простой котлеткой из тофу и нута, но все равно было очень вкусно, а булочка оказалась просто нереальной. Там же находится Pure Pizza, но веганских они не делают. Зато у них есть свой лагер, который я успела проверить, но не успела попробовать. Так что вы там попробуйте за меня, если вам не жалко 7 евро!

Интерьер в Pure Burger

В Деревне Санты, на удивление, есть растительные опции. В Santa Burger мы такие встретили, но не ели там и, соответственно, не проверяли, так что это уже придется вам делать самостоятельно.

В Napatapuli (все еще деревня Санты) мы ели овощной суп, к которому подается темный финский хлеб и спред. Спред мы проверили уже после поездки, а так не брали его, т.к. не были уверены, веганский ли он. Ну а вы-то уже можете брать его спокойно. Также там должен быть веганский черничный пирог, но при нас его не было, и его состав мы не уточнили. Будьте аккуратны, в лапше с овощами есть яйца (в самой лапше).

Овощной суп

Рованиеми – это восхитительная новогодняя сказка. Если вы очень давно потеряли хоть какое-то новогоднее настроение, то обрести его вновь можно попробовать здесь, в Лапландии. Веган_ке здесь хоть и может быть тяжеловато морально, поездка сюда все равно имеет шанс стать прекрасным опытом.

Веганско-финский разговорник

Полезные слова и выражения для путешествующих в Финляндию

Читать

Редактура и корректура: Анастасия Сироткина.