Четкой цели у путешествия не было, ориентировочное направление – Хорватия. Запланированный срок – от 2 до 6 недель, в зависимости от настроения. Хотелось вернуться домой, получив какие-то инсайты. С собой мы взяли много нужных и полезных вещей, в том числе лежанку, коляску и мешок веганского корма для собаки.

Первый день, следуем по маршруту Финляндия – Эстония – Латвия. Единственный день в поездке, когда автопутешествие не равно свобода, так как в 10 утра у нас паром Хельсинки – Таллин. Ранний подъем, финальная укладка вещей в машину, и вот мы в пути! 100 км до парома пролетают незаметно, собака ведет себя на удивление спокойно.

Первая остановка и первая встреча – веганский Oasis Restaurant в Таллине. Ни восторга, ни претензий: место нормальное, есть из чего выбрать, цены скорее финские, хоть мы уже и пересекли залив. Эстонию проезжаем насквозь, остановившись на кофе-паузу на берегу Балтийского моря.

Следующие две ночи мы провели в Юрмале. Город детских воспоминаний рождает в воображении картинки бесконечного песчаного пляжа, окруженного сосновыми лесами. Реальность более прозаична: на все пляжи без исключения с собаками нельзя, в большинство кафе с собаками тоже нельзя. Лайфхак: с собаками можно сидеть на террасах! На улицах слышна исключительно русская речь, город как будто застыл в 90-х – 2000-х годах. Из абсолютно положительных впечатлений о Латвии: веганские глазированные сырки в сети магазинов Rimi. Веганские сырки, представляете? Последний раз я ел глазированные сырки в детстве, и уже лет 10 не встречал их за пределами Беларуси/России, не говоря уже о веганском варианте.

Литву проезжаем без остановок, ночуем в безымянной деревушке на границе Литвы и Польши, с польской стороны. Следующая запланированная остановка – встреча в Кракове с друзьями-веганами из Минска. На подъездах к Кракову рельеф местности делается более холмистым, и сам город становится первым местом в этом путешествии, где нам поистине нравится! Наша собака продолжает нас удивлять: Холли героически и без эксцессов переносит ночевку в доме с 7 котами, предварительно получив лапой по носу. Поздний бранч в пекарне Zaczyn (вся выпечка тут по вегану, хоть это и не написано на сайте/в картах Google, так что лучше уточнять у персонала, вдруг что-то изменится) – и мы собираемся дальше в дорогу. Перед выездом закупаемся в "Ашане". Вряд ли для кого-то это станет новостью, но надо отметить, что в этой сети супермаркетов отличный выбор веганских опций, включая готовую еду.

К пятому дню пути, немного устав от непрерывного движения, мы собрались отдохнуть несколько дней на одном месте. А что может быть лучше для отдыха, чем горы? В паре сотен километров от Кракова, в Словакии, находятся Татры, где было решено провести следующие несколько дней. Мы остановились недалеко от городка Высоке Татры. Там классно! Из интересного:

• Хайкинг. Леса, горы, реки, водопады. В регионе более 600 км размеченных троп для хайкинга, есть где развернуться. Официальный туристический сайт:
Hiking
Discover the High Tatras with all your senses. Forget the stereotype of everyday rushed routine and learn to admire the natural character of our stunning country. The High Tatras are a unique region with 25 peaks over 2,500 m asl, glacial tarns, protected plants and precious fauna. Find flawless har…
  • Фантастический городок Попрад, о котором я не слышал до этого ни разу в жизни. Живой, красивый, уютный, на фоне гор. Я не большой любитель гулять по городам, но в Попраде мне очень понравилось.
  • Еда – и вот этого я не ожидал от небольшого словацкого городка. Ресторан Lahodnosti специализируется на веганских блюдах из местных сезонных продуктов. Меню, соответственно, маленькое, но еда очень интересная и необычная. Это не привычные нам бургеры, пицца и фалафель, а практически блюда высокой кухни. При этом цены очень приятные. Примечание: ребята недавно переехали и ждут, когда Google подтвердит смену локации заведения (а почитать отзывы и посмотреть фото прошлого интерьера можно тут).

Нам так понравилось в Словакии, что мы решили задержаться тут еще на неделю, но перебраться в другой регион. Итак, мы переехали западнее и следующие 7 дней провели в городке Ружомбероке в Fatrapark 2 Apartments. Обычно я не заостряю внимания на местах, где мы останавливались, но это было, пожалуй, первое за время поездки место, где жилось по-настоящему комфортно. Цена при этом ниже, чем на почти все остальные варианты проживания на "Букинге". Рекомендую.

Эта неделя выдалась чуть менее насыщенной, в первую очередь из-за чудесного балкона, на котором мы проводили процентов 50 времени. Но, конечно же, и тут есть чем заняться!

• Естественно, хайкинг. Сайт города:
Hiking – Ružomberok
  • В летнее время есть трассы для горных велосипедов, в зимнее, конечно же, популярны лыжи.
  • Для любителей наследия ЮНЕСКО: тут притаилась деревушка, сохранившаяся в первозданном виде уже пару веков.
  • Еда – веган-меню в кафе Cool Beans.

Два факта о Словакии напоследок.

• В магазинах неплохой выбор веганских продуктов, известная сеть Tesco предлагает много опций под своим брендом Plant Chief. Причем это не только банальные полуфабрикаты, но и вкуснейшие йогурты и колбаса.
  • Цены. Субъективно, Словакия показалась мне самой дешевой страной за все время нашего путешествия. Кто ищет бюджетный и качественный отдых – вам сюда!

Проведя 10 дней в Словакии (а остановка в этой стране изначально не планировалась), мы двинулись дальше. Следующий пункт маршрута – Венгрия. Понятия Венгрия и vegan-friendly оказались довольно далеко друг от друга. В Будапеште, конечно же, хватает мест, где поесть (существуют даже 100 % веган-заведения), но в целом выбор продуктов в магазинах значительно меньше того, к которому мы уже успели привыкнуть за путешествие, да и в небольших городках зайти перекусить куда-нибудь может оказаться совсем непросто.

Несколько дней мы провели на известном термальном озере Хевиз в одноименном городке. Но в озере поплескаться нам не удалось, так как главная причина такого выбора локации заключалась в… возможности посетить пещеры! Прочитав на одном дыхании книгу Норбера Кастере "Моя жизнь под землей",  я мечтал сходить в спелеологический поход и хотя бы на пару часов прикоснуться к волшебству подземного мира пещер.

Книга «Моя жизнь под землей»
Книга воспоминаний знаменитого французского спелеолога Норбера Кастере описывает его более чем полувековой опыт изучения пещер на юге Франции и в других странах.

Километрах в 20 от Хевиза открыты для посещения именно такие пещеры:

Csodabogyós-barlang, Balatonederics | túra | barlangtúra | kalandtúra | barlangászat | SZÉP kártya | Csodabogyos Cave tours in Hungary
Csodabogyós-barlang, Balatonederics | túra | barlangtúra | kalandtúra | barlangászat | SZÉP kártya | Csodabogyos Cave tour in Hungary

За цену в районе 30 евро с человека группа в 5-8 человек с 2 гидами проводит 4 часа под землей, протискиваясь во всевозможные узкие лазы, в которые, на первый взгляд, человек будто бы физически не влезет. Есть два тура: basic (на 2 часа) и extreme (на 4). Я брал extreme и советую именно его любому человеку, у которого в жизни есть какая-то физическая активность, при этом совсем не нужно быть спортсменом – опция прекрасно подойдет для большинства людей.

Ну а must visit для путешественников с собаками – собачий пляж на Балатоне. Это огороженное забором место у воды, где купаются, загорают и просто отдыхают люди со своими собаками.

На прощание мы заехали в "Декатлон", купили матрасы и спальники, чтобы можно было провести ночь-другую в палатке в дальнейшем. "Декатлон", кстати, dog-friendly, туда можно с собаками!

На очереди – Словения. Словения – новая любовь, страна номер один за все путешествие. Мы начали свое путешествие по Словении правильно, а именно с дегустации вин. Как оказалось, некоторые регионы в Словении входят в топ-5% по качеству виноградников во всем мире (по словам винодела, подтверждения в интернете я не нашел). Между Орможем и Лютомером на востоке Словении притаился винодельческий регион Подравье. Туда мы и направились. Виноделен, винотек и прочих связанных с вином хозяйств там очень много, мы наудачу поехали по знакам в одно из них – Vinogradnistvo Malec Dejan.

Уточнили у хозяина, по вегану ли его вино, и приступили к дегустации!

Wine tasting происходит следующим образом: ты сидишь за столом, а хозяин подносит тебе бокал за бокалом. Сопровождается это рассказом о вине: пара баек/фактов о его происхождении, информация о крепости и сухости, год урожая. Мероприятие проходит очень душевно и приятно, а в конце, естественно, можно купить несколько бутылок понравившегося вина прямо из погреба. Мы снимали виноградник с дрона, чтобы потом переслать материалы владельцу. Дрон застрял на дереве, и мне пришлось за ним лезть, а винодел ловил дрон снизу. Ни один человек или дрон в процессе не пострадал. Стало понятно, что путешествие по стране, начавшееся таким образом, обещает быть интересным!

Эту ночь мы провели на старой мельнице километрах в 15 от винодельни. Ее купил один англичанин и вручную реставрирует последние 11 лет. Хотелось задержаться на этой мельнице подольше, но все на ближайшие дни уже было забронировано.

Следующие 5 дней мы провели в Мариборе, втором по размеру городу Словении, ее культурном центре. Сам город чем-то напомнил мне Париж без туристов – красивый и достаточно большой старый город – и никого, только местные жители. Чуть ли не впервые в жизни, находясь в Европе, я почувствовал себя в настоящем путешествии из книг 19 века, когда ты можешь совершенно затеряться в очаровательных переулках, зайти в кафе и открыть для себя что-то новое в этом мире.

Там же есть музей самой старой в мире виноградной лозы (из ее плодов до сих пор делают вино). Других посетителей в музее не было, и молодой парень за кассой провел для нас приватную экскурсию, которая закончилась, разумеется, дегустацией бокала местного вина (но не из плодов самого старого в мире виноградного куста). Вообще, старейшая в мире виноградная лоза играет значительную роль в жизни города: ежегодно здесь проходит фестиваль вина, приуроченный к сбору урожая. Этого вина в продаже нет, его разливают в специальные фляжки по 250 мл и дарят дипломатическим гостям и знаменитостям по разным поводам.

В наш последний день в Словении я сходил в самую большую открытую для туристов пещеру в мире. Она была полной противоположностью своей венгерской родственницы: гигантские залы, освещение, поезд, везущий туристов вглубь 10 минут, подземная река, подземный концертный зал, вмещающий 10 000 человек. Очень впечатляюще!

Последнюю ночь в Словении мы провели в кемпинге, и это был крутой опыт – первая ночевка в палатке с собакой. Холли чувствовала себя прекрасно, а это значит, что для нас открылся еще один способ путешествий.

Про следующую остановку – Хорватию – рассказывать особо нечего. В то время температура в Хорватии била все известные тепловые рекорды, и все, что мне запомнилось, – это солнечно-каменный ад. Да и местные цены после перехода на евро как будто подскочили раза в полтора. Именно там мы и вспомнили, что уже успели соскучиться по дому, и решили выезжать обратно.

Обратный маршрут был такой: Хорватия – Словения (забрать забытую любимую куртку) – Австрия – Чехия – Польша – Литва – Латвия – Эстония – Финляндия. Бессонная ночь, несколько остановок для двойного эспрессо, последняя ночевка в Литве – и вот мы уже дома, рассматриваем заросший до неузнаваемости двор. Но это уже совсем другая история.

Траты на поездку

• Бензин – 471 евро (спасибо Toyota Prius со средним расходом 4,8 л).
  • Жилье – 1 454 евро (нужно учитывать, что в большинстве мест за домашних животных берут посуточную доплату).
  • Платные дороги – 90 евро.
  • Паром в Таллин и обратно – 222 евро.
  • Экскурсии, парковки и прочие расходы – 280 евро.
  • Всего – 2 517 евро.

Я не учитывал затраты на продукты, кафе и рестораны, так как эти расходы сопоставимы с тратами в обычной жизни (или даже меньше).