Финны сами над собой шутят о поездках в соседние страны. В Эстонию они отправляются за дешевым алкоголем, а в Швецию — чтобы всю ночь тусить на судне и даже не выйти в город. В этих шутках большая доля правды. При выезде из Таллина постоянно встречаешь людей с тележками, нагруженными коробками с пивом. А в Стокгольм есть даже специальный билет без права выхода на сушу (мы с мужем на таком однажды ездили по приколу, но не тусили, а просто отдыхали на борту).

Мы живем в Вантаа, это пригород Хельсинки (Финляндия). Так что нам отправиться в Швецию или Эстонию проще простого — туда постоянно ходят паромы. Мы буквально собрались за 3 часа и отправились в Турку (тоже Финляндия). Почему в Турку? Об этом чуть позже.

Я не из тех, кто любит тусоваться, так что и во «второй» раз в Швецию я отправилась скорее за гастрономическими впечатлениями и сменой обстановки. Хотя, конечно, вру!

На самом деле это была спонтанная поездка: мы с мужем спорили, ехать ли нам в Милан (по очередной распродаже, а как еще)? В итоге мы поехали в Стокгольм! Неожиданно, правда?

О месте назначения

Стокгольм — столица Швеции. Город расположился на четырнадцати островах Балтийского моря. В Стокгольме отлично сохранился старый центр Гамла Стан, где можно бесконечно гулять и любоваться достопримечательностями. Фанатов группы ABBA в Стокгольм притягивает музей, посвященный творчеству группы. А что привлекло нас? Веганский лосось…

Я, наверное, всю пандемию мечтаю попробовать веганский лосось Zeastar. Но в Финляндию его не завозили, а ближайшая страна, где он продается, — Швеция. Так что я довольно часто смотрела на мужа умоляющими глазами и предлагала отправиться туда. Обычно он отказывался из-за пандемии, но в этот раз заболеваемость в Северных странах была низкой, а мы вакцинировались.

Траты на поездку (2 взрослых, 2 дня):

В Швеции не евро, а шведские кроны. У нас евровые карты, поэтому траты тоже в евро.

• 42 € — билеты на автобус (Хельсинки — Турку и Турку — Хельсинки),
  • 263 € — паром в Стокгольм и обратно вместе с отелем Scandic (билеты мы купили прямо перед поездкой, если покупать заранее, они будут чуть дешевле),
  • 163,7 € — колонка и большой «Ментос» на пароме,
  • 16,32 € — открытки и марки,
  • 44,93 € — сувениры,
  • 2 € — игровой автомат на судне,
  • 3,02 € — общественный туалет.

Хельсинки — Турку

По правде говоря, наш маршрут начался в Вантаа, поэтому был «Вантаа — Хельсинки — Турку», но мне захотелось сделать красивый подзаголовок. Напомню, что мы живем в городе Вантаа, недалеко от Хельсинки. Поэтому мы сели на автобус рядом с домом, доехали до автовокзала в Kamppi в Хельсинки и сели там на автобус в Турку (именно отсюда ходят паромы в Стокгольм). К слову, Турку — бывшая столица Финляндии, но об этом в другой раз.

Время в автобусе прошло быстро: мы заказывали ужин. В приложении Wolt нашли кафе недалеко от остановки и заказали навынос. Мы выбрали китайский ресторан, так как там часто бывают веган-опции с тофу.

Как-то так обычно выглядят веганские блюда "с собой" из китайских кафе

Из-за того, что мы заходили за едой для ужина, мы стали опаздывать на паром. Поэтому чтобы быстрее добраться до порта, мы взяли напрокат электросамокаты. В Финляндии много сервисов проката самокатов: Tier, Voi, Lime и другие. Мы как-то привыкли к Tier и продолжаем на них кататься везде, где встречаем. Самокаты разбросаны по городу без привязки к парковкам. Нам повезло, и рядом с китайским кафе как раз стояла пара самокатов, на которых мы поехали.

Я уже была в Турку проездом. И вот уже второй раз наслаждалась набережной, которую мы проехали на электросамокате (а это солидная часть пути). Вечером на набережной Турку восхитительно: пришвартованы большие и маленькие судна, везде зажжены огонечки, люди гуляют, из ресторанов слышно музыку, встречаются всякие инсталляции.

Турку — Стокгольм (паром Baltic Princess)

В здании порта мы распечатали посадочные талоны, прошли проверку безопасности и оказались в зале ожидания. А дальше все просто: когда открывают посадку, нужно дойти до судна и найти свою каюту.

Билеты на паром и в отель

После ужина китайскими блюдами мы решили посмотреть, что интересного есть на судне. В Duty Free нашли огромный веганский «Ментос» без пчелиного воска. Это была совершенно бесполезная покупка, но я так давно не ела «Ментос» (ведь раньше он содержал пчелиный воск)... Муж выбрал себе колонку JBL, так как давно планировал ее купить. В Duty Free все стоит чуть дешевле из-за беспошлинной торговли, поэтому покупка оказалась выгодной.

На пароме мы нашли закуток с автоматами, и за 2 евро я прокатилась на мопеде по виртуальной реальности. После таких скромных приключений мы отправились в каюту отдыхать, а потом легли спать.

Если вам интересно, на борту таких паромов всегда есть веганские опции в кафе и какие-никакие веганские сладости и снеки в Duty Free. Поэтому совсем необязательно брать ужин с собой, вы сможете найти перекус на судне. Кстати, на экранах судна крутили ролик про веганское питание, но я не успела его заснять.

А здесь можно отправиться в виртуальный тур по судну: virtualtour.tallink.com/baltic-princess/tour.html

Прибытие в Стокгольм

Плыть до Стокгольма очень удобно: вечером садишься, ужинаешь и ложишься спать, а утром ты уже в пункте назначения. Мы прибыли в Стокгольм в 6 утра.

Общественный транспорт

В основном в Стокгольме мы пользовались общественным транспортом. В приложении SL мы купили проездной на несколько дней за 30+ евро. Надо сказать, это дорого. Например, проездной на месяц в столичной зоне Финляндии стоит около 60 евро. Я даже не уверена, что стала бы брать проездной по Стокгольму, если бы смогла вернуться в прошлое.

Прокат электросамокатов Tier

Во время нашего мини-путешествия мы также активно пользовались электросамокатами. Поездки стоили дешевле, чем обычно, из-за проходившего в тот момент какого-то климатического ивента. Велодорожки в Стокгольме хорошие, так что кататься одно удовольствие.

Чтобы воспользоваться прокатом самокатов Tier, скачайте приложение и зарегистрируйтесь. После привязки карточки можно начинать пользоваться. Не все самокаты на вашем пути — заряженные, так что выбирать лучше по карте в приложении (там отображаются те, что можно брать).

Активировать поездку на самокате можно в приложении, а можно просканировав QR-код на самокате. Цена поездки складывается из сбора за начало поездки и стоимости каждой минуты.

На руле есть держатель для телефона, с помощью которого можно подзарядить ваш телефон, если у него есть беспроводная зарядка. Также на ручках самоката есть звонок и кнопки поворотников. Ими пользоваться может непривычно, так что можно подавать сигналы и руками.

Правила подачи сигналов для велосипедистов (применимо и к самокатам)

Жилье

В этот раз мы особо не раздумывали, где жить, просто вписались в акцию от перевозчика Tallink: берешь билеты на паром, и жилье в гостинице Scandic у порта стоит тебе какие-то копейки. Гостиница была обычной, ничего не могу про нее сказать. Завтрак был включен в проживание, так что мы пошли утром проверять, что есть интересного для вегано_в.

Вид из номера на порт

Мы нашли отдельный стол с продуктами для тех, кто не употребляет глютен. Это было единственное место, где продукты были в оригинальной упаковке, и можно было прочесть состав. Брать продукты без составов мы не рискуем, а уточнить у персонала было тяжело, так как все заняты, и везде снуют постояльцы.

Рядом с этим столом можно найти холодильник с безлактозными продуктами. В нем было только 1–2 продукта из коровьего молока, а все остальное — веганские альтернативы молочки. Было не только всевозможное молоко и йогурты, но даже веганский сыр! Так что на завтрак можно было взять кашу, хлопья, йогурт, бутерброд, фруктики, напиток. Хотелось бы большего… Но будем радоваться тому, что есть!

Холодильник с молочкой и мой завтрак

Развлечения

Понятное дело, мы поехали в Стокгольм без какого-либо плана. Но сориентироваться по развлечениям смогли быстро.

Музей ABBA

Это забавно, но незадолго до поездки я несколько недель слушала группу ABBA на репите. Вы, наверное, слышали новость, что скоро будет выступление аватаров группы. На фоне постоянных новостей об этом я решила окунуться в их творчество заново. Так что посетить музей было очень интересно!

Вход в ABBA the Museum

Приключения начинаются еще по пути к музею, потому что добраться до него можно на маленьком пароме. Он входит в систему городского транспорта, так что нужен обычный билет.

Билеты в музей можно купить онлайн, но мы этого не знали, так что купили бумажные. Покупать онлайн можно для экономии бумаги и избежания очередей.

Экспозиция начинается с выставленного реквизита со съемок фильмов Mamma Mia!. Я их смотрела в глубоком детстве и ничего не помнила, поэтому мне было неинтересно. Хорошая идея посмотреть фильмы перед поездкой в Стокгольм, чтобы освежить воспоминания (или в принципе посмотреть в первый раз).

За экспозицией находится комната со шкафчиками для одежды и вещей, а еще туалет. Я очень вам рекомендую сделать фото шкафчика, который вы заняли и записать код. У меня произошло самое ужасное комбо: я забыла и код, и номер шкафчика. Причем я сразу подумала все это записать, но, открыв заметки, не могла вспомнить чисел. Было жутко неловко просить сотрудниц помочь мне. А еще более неловко было оттого, что мы открыли два шкафчика, и оба были не мои! После фразы «Простите, я не могу открывать все шкафчики подряд» я была готова провалиться сквозь землю. Хорошо, что на третий раз мне повезло…

Сам музей сделан на высшем уровне, есть много интерактивов, музыки, информации, реальных и восстановленных вещей, вплоть до студии ABBA. Можно поиграть в сведение звука и попеть в кабинке, будто у вас прослушивание. Еще был интересный аналог Just Dance: на сцену проецируются аватары членов группы и вы встаете на место пято_го, а затем танцуете под указанные движения. Суть в том, что вы примеряете на себя роль пято_го члена группы. Также можно увидеть все награды группы, их пластики из разных стран, очень реалистичные фигуры и даже тот самый вертолет с обложки одного из альбомов!

В сувенирной лавке я купила музыкальный аппарат, который проигрывает мелодию из Dancing Queen, а еще открытки, чтобы отправить близким.

Кстати, про открытки

Ни одного мое путешествие не обходится без отправки открыток близким! Найти открытки было просто — они продаются повсюду. Но вот с марками мы очень запутались.

Мы покупали открытки в разных магазинчиках, и к каждой открытке я просила марку для отправки за границу. Когда мы стали их подписывать, я заметила, что марки имеют разную ценность. Мы стали искать расценки на текущий год, они не совпадали с ценами на некоторых марках… У нас была теория, что даже если цена поднимается, то марка для международных отправлений все еще валидная, даже если ее стоимость уже меньше нужного. Но мы не нагуглили подтверждений этому. Так что на всякий случай купили марок сверх, чтобы было точно больше 26 крон. В итоге все открытки дошли.

С марками совет такой: на всякий случай проследите, чтобы вам продали марку на 26 крон. Еще совет по открыткам: отправляйте их в желтые почтовые ящики (еще есть голубые).

Подписываю открытки

Центр города

После музея ABBA мой муж пошел на встречу со своей знакомой, а я немного отдохнула в номере. После этого мы решили встретиться у станции T-Centralen и поискать ужин. От станции мы пошли на восток и прогулялись по пешеходной улице. На самом деле, гуляли мы по ней, потому что мне хотелось на ужин чего-то интересного, и я изучала все веган-предложения.

Но прям много центр мы не исследовали, так что пока много рассказать о нем не могу.

Nomad

Это такой бар, про еду в котором я расскажу дальше. Хочется внести это место в список активностей, потому что мы там очень чудно провели время. Все благодаря популярности места — для нас столик был только на улице. У дальней стены бара есть дверь в двор-колодец, где можно посидеть. Вечером там было очень атмосферно! Горели огни, рядом много радостных людей, играет музыка. Должно было быть какое-то живое выступление, но мы его не дождались. Так что может быть хорошей идеей проверить, что там по живым выступлениям и наведаться вечером.

Музей Васа

Это музей одного корабля, который затонул в свое первое плавание. Благодаря чему он хорошо сохранился и теперь является памятником кораблестроения. Сам корабль помещен в центр музейного здания, его можно хорошенько рассмотреть на нескольких уровнях, всего там где-то 5 «этажей».

Тут все посвящено этому кораблю: сам корабль, восстановленные деревянные фигуры с корабля, фильм о причинах затопления корабля, как его пытались доставать со дна, уменьшенная копия корабля, вещи с корабля. У экспонатов установлены таблички на русском языке, но большее погружение возможно со знанием английского. На последнем этаже, кстати, есть интерактивы для детей, так что их можно развлечь, если заскучают. Нам с мужем понравилось.

Еще меня очень впечатлила экспозиция, посвященная женщинам в истории Швеции. Для меня это было неожиданно и познавательно. Чувствуется, что я в стране, которую называют раем для феминисток.

Уменьшенная копия Васа

Гамла стан

Я просто обожаю города, в которых есть Старый Город! Наверное, это мое любимое место для изучения истории города.

Здесь наивысшая степень концентрации сувенирных магазинов, так что можно изучить разные. Например, я хотела найти нетипичные открытки для своих подруг, поэтому зашла в несколько магазинов, пока не нашла подходящие.

Кстати, печальная история про сувениры. В одном из магазинов продавалось мыло. Мне понравилось мыло с ароматом «Рождество». Я изучила состав и не нашла не веганских или спорных компонентов. Но вернувшись домой, я заметила надпись Not vegan на упаковке. У меня сердце ушло в пятки… Я начала гуглить, искать. Оказалось, в составе было производное от животного сала… Этот ингредиент был записан каким-то древним словом, которое уже практически не используется, поэтому я его и не сдетектила. Самое обидное, что у производителя была веганская линейка мыла и я могла избежать такого.

Злосчастное мыло

Экспозиция «100 лет демократии в Швеции»

Эту экспозицию можно посмотреть, просто изучив окна здания у Mynttorget. Но она только на английском языке, зато язык простой. Можно также и историю суфражисток узнать. Мне исключительно понравилось!

Выглядит эта экспозиция как-то так

Смена караула

У этого же здания начинается марш караула, который шагает на смену текущему. Мы вместе с ними проделали этот путь, хотя в этом не было особого смысла. Всезнающие люди уже собрались у места, где смена должна происходить.

Была вероятность того, что на смене караула будут использоваться лошади, я видела это по фото. Так что я была готова уйти, если что-то такое начнется. Те минут 15, что мы там были, лошадей не было.

Вообще, зрелище это не очень интересное, особенное учитывая толпу, через которую ничего не видно. Наверное, больше смысла идти в будни, может, людей будет меньше.

Science Fiction Bokhandeln

В Старом Городе я наткнулась на магазин фантастики. Зайти в него определенно стоит — здесь много книг на английском языке. Я даже чуть не купила «How to Vegan», но решила, что уже все знаю.

На втором этаже есть комната, полностью посвященная вселенной Гарри Поттера, так что поттероман_ки будут в восторге!

Из наших активностей это все.

«Веганский образ жизни довольно вредный, знаете ли!»

Веганский выбор в супермаркетах

Большую часть времени в поездки мы потратили на магазины, потому что мне очень хотелось найти веганский лосось.

Lidl

Lidl в Стокгольме меня просто удивил. В Финляндии веганский выбор в этом магазине скромный, даже несмотря на то, что в последнее время веган-продуктов стало больше. Видимо, в Швеции растительный ассортимент расширили еще сильнее.

У Lidl есть особенность: многие товары они выпускают под своими брендами. Сейчас их бренд для растительных опций называется Vemondo. Предупреждаю: под этой маркой выпускают также вегетарианские товары.

Я время от времени мониторю, в какие страны что из Vemondo завезли, и в целом я уже видела какие-то другие товары. В Стокгольме был просто шикарный выбор, особенно всяких замороженных альтернатив мясу. Были и другие растительные бренды представлены. Можно найти молочку, сыр, нарезку, готовые обеды, чипсы, сладости. Цены приятные.

Веганские полуфабрикаты

Coop

Я не совсем поняла этот магазин, по ассортименту мне показалось, что это наша финская сеть продуктовых S. Ну, это не очень-то и важно. В магазине я нашла холодильник растительной охлажденки: сыры, сосиски, намазки, соусы, вот это все. Почему-то там же стояла икра из рыбного бульона, еще было много вегетарианского. Нужно быть аккуратными.

Была также веганская молочка, заморозка, сладости — все базовые вещи.

Закупка по мелочи в Coop

ICA Supermarket

Эта сеть супермаркетов мне понравилась больше всего, у них самый большой веганский выбор. Там-то я и сделала финальный закуп интересненького. И там же, как оказалось, должен был быть веганский лосось, но его перестали завозить.

В холодильниках этого магазина я нашла особую плавящуюся моцареллу, мягкий сыр с трюфелем, нереальную тунцовую намазку, аналоги шведских рыбных намазок, шведскую вонючую селедку из шиитаке, колбасу из гороха. Больше всего удивили всякие веганские наггетсы и шницели под брендом супермаркета (среди них есть и вегетарианские). Достойный выбор был и в заморозке, но ничего из нее взять мы не смогли. И наверное, самая необычная покупка: картофельное молоко. Правда, оно оказалось каким-то соком из сырой картошки, не рекомендую.

Сувениры

Питание

Питались мы только вне дома, потому что в условиях гостиницы ничего не приготовить.

Johan & Nyström

Кофейня, в которой мы позавтракали по прибытии в город. Среди веганских блюд была ночная овсянка и сэндвич на хлебце из семян и ягод.

Hermans

Веганское кафе со шведским столом. Ой, забавно, только сейчас дошло, что мы попробовали шведский стол в Швеции!

Место дико популярное, практически все столики внутри и снаружи заняты, пришлось неудобно пробираться в сад и занять место с видом на воду. В комнате с едой тоже сидят люди, поэтому пробираться к еде ужасно неудобно — места просто нет. Сама еда посредственная, не имеет особого вкуса и никак не впечатлила. Понравился только вок.

Nomad

Про бар уже рассказывала, это место для впечатлений, но только не от еды. Из веганского там была запеченная цветная капуста. Я знала, что однажды мне придется это попробовать, и вот. Не понравилось, конечно.

Запеченная цветная капуста

Hermitage

Вегетарианское кафе в Гамла Стан. Очень грустно было, что они не могут заменить молочку на веганскую. Это просто стремно, ведь у них там все это очень доступно. Так что уточняйте веганские опции заранее, например, в наш визит соус и десерты были невеганские.

Питание организовано в формате шведского стола, но очень маленького. Еда вся очень простая, по типу whole food.

Bröd & Salt

В этой маленькой кафешке сбылась моя мечта — я попробовала кардамоновые булочки. Их начинают печь осенью в Северных странах, но веганские я еще не встречала. Кстати, на ценниках удобно расположен состав всей выпечки, так что для проверки даже не нужно ни с кем разговаривать.

К булочкам мы взяли кофе на овсяном молоке в свои стаканчики Stojo.

Кофе и булочки

Что мы поняли за свою поездку в Стокгольм, так это что тут дико интересно и хочется посетить кучу других мест. Немедленное желание приехать вновь – это, говорят, маркер того, что место понравилось. Думаю, так оно и есть!

Редактура и корректура: Юлия Валова.