На волне позитивных эмоций после поездки в Рованиеми мы решили исследовать еще какой-нибудь город в Финляндии. Выбор пал на Турку – в этом городе мы были только проездом на пути в Швецию.

Турку – это прежняя столица Финляндии. В результате русско-шведской войны и последовавшего за ней мирного договора в 1809 году Финляндия отошла к России. В стремлении ослабить влияние шведов столица была перенесена из Турку в Хельсинки. Кстати, не удивляйтесь, но по-шведски город называется Åbo, что произносится примерно как “Обо”.

Как мы добирались до Турку

Если вы впервые читаете мои посты, уточню, что я живу в Вантаа, Финляндия, так что попасть в любой финский город мне легко. В случае с Турку я и мой муж просто доехали до автовокзала Kamppi и сели на автобус Onnibus (билеты купили заранее). Кстати, провожала нас из города рекламная компания Alpro. Сразу вспомнилась наша поездка в Йюваскуля, в тот раз нас провожала вездесущая реклама Oatly.

Время в дороге заняло примерно 2 часа.

Траты

• 122.2€ – Airbnb домик,
  • 32.6€ – автобус из Хельсинки в Турку и обратно (два человека),
  • 83€ – еда вне дома (37 € в Pippurimylly, дважды по 25 € в VG Wok),
  • 44,69€ – продукты (пикник, завтрак, снеки, пиво),
  • 14€ – общественный транспорт,
  • 42€ – такси до озера в лесу и обратно,
  • 25.9€ – закупка в секонде,
  • 8€ – табличка на дверь.

Жилье

Обычно мы останавливаемся в гостиницах. Но когда планировали поездку в Рованиеми, выбрали квартиру, поскольку она была сильно дешевле (бронировали на НГ и первые дни нового года). В итоге нам очень понравилось в типичном финском жилье, ведь друзей-финнов у нас тут нет, так что в гости мы не ходим и финские интерьеры не видим.

В этот раз мы решили вновь погрузиться в финскую атмосферу. Даня, мой муж, нашел самый очаровательный домик во всей Финляндии! По сути, это небольшой многоквартирный дом, но он все равно довольно приятный, и внутри все ощущается именно домом, а не квартирой. У нашего жилья есть даже инстаграм, и любоваться им большое удовольствие! Оставляю ссылку для всех, кто захочет остановиться в этом невероятно уютном местечке.

Почему нам там понравилось:

• масса украшений, которые создают максимально уютную обстановку,
  • вокруг теплые цвета,
  • много винтажных вещей,
  • крутое сочетание старого и нового,
  • сауна,
  • мягкая, удобная постель,
  • радио Marshall, к которому можно подключить телефон и включить музыку,
  • огоньки, которые можно зажечь вечером,
  • мини-сейф у входной двери, из которого можно взять ключи и заселиться самостоятельно,
  • уборка не включена в стоимость, нужно только по максимуму убрать за собой, что мы и так всегда делаем,
  • музыкальная шкатулка на входной двери, которая воспроизводит приятную мелодию.

Коммуникация с местными

То, чего практически не происходило, потому что мы воробушки-социофобушки, а финны и подавно! Я заметила, что местные немного хуже владеют английским по сравнению с Хельсинки. Возможно, это только мой опыт, ибо сервис Nomad List оценивает уровень английского в Хельсинки и Турку одинаково. Кстати, в нем можно сравнивать не только уровень английского. Также там есть показатели преступности, расизма, поддержки квир-сообщества, счастья, качества ночной жизни в городе и так далее.

Транспорт

Делала скриншот билетам вам и приложение на меня наругалось :О

Чтобы передвигаться по городу, установите приложение Föli. В нем можно купить онлайн-билет. QR-код нужно сканировать на входе в автобус, рядом с водителем. Сканер почему-то долго соображает, так что подставьте телефон и терпеливо ждите, не двигайте его.

В приложении можно купить “best price” билеты. Они выгоднее, чем одноразовые, если ездить много. Суть “best price” в том, что твои билеты пересчитываются по стоимости билетов на день или два. Например, одноразовый стоит три евро, а на день – восемь евро. Ты покупаешь первый за три евро, покупаешь второй за три евро, А третий будет стоить уже два евро и проапгрейдится до билета на день. Так что можно не думать заранее о покупке билетов на несколько дней, а просто всегда покупать “best price”.

Помимо автобусов, в городе есть и другие необычные виды транспорта. Чтобы рассказать о них, плавно перейдем к блоку “Развлечения”.

Развлечения

А сейчас я объясню вам смысл заголовка поста. Турку считается рождественским городом – тут обильно украшают город в декабре, ставят главную елку страны и проводят праздничные мероприятия. На рождественский муд мы не попали – было уже 23 января, то есть “чуть поздно”.

Также в Турку приезжают за велосипедными маршрутами, которые нужно проезжать летом… А еще можно снять лодку с электромотором и погонять по реке Аура даже без прав, но… тоже летом. Это я называю “слишком рано”.

Ну и дополнительная ошибка – мы поехали на воскресенье и понедельник. Дело в том, что мы уже несколько раз ездили в разные города Финляндии на выходных и в воскресенье скучали, так как все интересные места закрыты. Но и в понедельник они тоже закрыты! То есть мы попали на два скучных дня сразу.

Итак… чем развлечь себя в Турку в максимальный “несезон” и те дни недели, когда все закрыто.

Föri

Так называется маленький паромчик, который курсирует между берегов реки Аура каждый день. Расписание работы на лето и зиму чуть разное, проверить можно на сайте города. Зимой паром работает, только если лед тоньше 30 см, в противном случае устанавливается ледяной мостик.

Зачем нужен этот паром, не проще ли поставить еще один мост через реку? Все не так просто. Паром уже стал символом города и привлекает таких туристов, как мы с Даней. К тому же, это самое старое работающее транспортное средство в Финляндии – его эксплуатация началась в 1904 году!

Достопримечательность эта абсолютно бесплатная, а время в пути занимает всего 2 минуты. Нам очень повезло оказаться на пароме в момент заката и насладиться волшебным видом.

Кстати, рядом с паромом очень много уток, ведь путь следования парома – чуть ли не единственное место на реке безо льда. Из-за этого в пути вас будет сопровождать запах птичьих какашек. Утки какают прям там же на льду.

Funikulaari

Совсем рядом с паромом находится небольшой фуникулер, который напомнил нам лифты в метро Хельсинки. Фуникулер помогает добираться на высокий холм и работает практически круглосуточно. Но иногда он не работает по техническим причинам, и тогда приходится подниматься на своих двоих.

Сразу наверху мы увидели какое-то хипстерское пространство Kakola, посмеялись от названия и пошли гулять по городу в сторону замка. Кстати, Kakola – это бывшая тюрьма и на эту тему там сейчас открыт небольшой музей.

Абоский замок

К сожалению, в 1827 году в Турку случился Великий Пожар, который уничтожил практически все здания. Город был перестроен, и действительно древних построек в нем критически мало. К нашему счастью уцелел средневековый замок, который можно посетить (но не в понедельник).

По фотографиям из интернета он мне показался непривлекательным, но вот что значит “не судите книжку по обложке”. Думаю, это потому, что все публикуют фото с торца, а вся его красота раскрывается во внутреннем дворе (во втором, подальше от входа).

Мы смогли оценить только внутренний двор. Все остальное посмотрим в следующий раз.

Posankka (Свиноутка)

“Что за странное создание на обложке этого поста?” – наверное все это время думали вы. Это свиноутка.

Финский архитектор создал Posankka в 1999 году, и в свое первое появление на публике она проплыла по реке Аура 1 мая. После этого ее установили перед отелем “Карибия” и сделали символом отеля. Но уже с 2019 года свиноутка является символом самого города Турку.

Свиноутка просто очаровательна, и мы не могли к ней не съездить!

Барбекю с сосисками

В воскресенье вечером мы решили пожарить сосиски на природе и отправились к озеру. Что меня поразило – над ним было ясное небо, и мы увидели множество звезд! А узнать, что за созвездия над нами, нам помогло приложение Star Map.

Место для гриля мы как обычно нашли на специальном сайте, который я упоминала в посте о Рованиеми. На этой точке были дрова, как предоставленные городом, так и оставленные предыдущими посетителями. Надо сказать, чужие дрова были сыроваты, и их было тяжело разжечь. По большей части мы использовали свои дрова из строительного магазина K-Rauta.

Для гриля мы покупаем сосиски от фирмы Muu – сырыми их есть не стоит, именно после нагревания они становятся плотными и вкусными. Также мы купили по пиву, проверенному через сервис Barnivore. Еще мы захватили местной горчички, сделанной в Турку! Ее название Аура – как название реки. Была еще другая местная горчица, но ее мы не рискнули брать из-за спорных красителей.

Что забавно, мы были поздно вечером, и вокруг было очень темно, но мы все равно повстречали финнов – они очень любят природу, даже ночью. Причем это была целая делегация бегунов с фонариками на головах.

Секонд-хенд

Финские секонды – это не то, к чему мы привыкли к России. Помимо одежды, тут очень часто можно купить товары для дома и интерьера, детские вещи, технику, мебель, украшения, посуду. Например, зайдя в один из kirpputori мы обзавелись: ветровкой за 15 евро (для мужа), свитером за 1 евро (мне), брюками и джинсами в сумме за 7 евро (мне),  шапкой (мне), подставкой для тако. В целом, мы часто покупаем в секондах одежду и посуду, а наши знакомые даже умудрялись купить стулья!

Набережная

Набережная реки Аура – приятное место для прогулок на 30-35 минут. Вдоль берега обычно пришвартованы красивые суда, а местами встречаются инсталляции.

Питание

За продуктами мы заходили в сеть K. В маркете брали йогурты на завтрак, а в супермаркете – сосиски, пиво, снеки под сериал.

Также мы ели в сети VG Wok – это вегетарианские тайско-вьетнамские кафешки. Мне там посчастливилось попробовать Бан Ми – вьетнамский багет. Я о таком блюде узнала недавно из видео про жизнь во Вьетнаме и очень хотела попробовать. Это оказалось так вкусно, что мы поели в этом кафе и второй раз – чтобы еще раз попробовать Бан Ми!

Проходя мимо невеганского заведения Puppurimylly (“Перечница” с финского) я решила посмотреть, есть ли там веганские опции. И они были! Меня заинтересовали запеченные грибы портобелло с сыром. Этот рецепт я тоже недавно узнала из видео о грибах, так что решила попробовать. Блюдо показалось мне средним, но я не жалею – буду пробовать делать такое сама. Еще мы ели пиццу с артишоками и сорбет.

Сортировка отходов

Город Турку постоянно стремится к максимальной устойчивости. Мы это дело поддерживаем. Даже во время этой короткой поездки мы постарались собрать все отходы и отнести их в контейнеры для переработки. А бутылки из-под напитков мы сдали в автомат при супермаркете и сразу же получили по 15 центов с каждой.

Сайт о правилах переработки в Финляндии с удобным поисковиком по фракциям: www.hsy.fi/en.

Планы на будущее

Мы определенно хотим приехать вновь, но в более удачный момент.

Летом:

Зимой можно будет приехать за праздничным настроением.

Веганско-финский разговорник

Полезные слова и выражения для путешествующих в Финляндию